Ортодонтическое лечение пациентов с патологией ВНЧС.

Под аббревиатурой ВНЧС понимают височно-нижнечелюстной сустав, который является одним из самых подвижных в человеческом теле. Мы задействуем его постоянно: при разговоре, пережевывании пищи, глотании, улыбке, смехе. Пациенты часто обращаются к специалисту с жалобами на хруст, щелчки, головные боли, ограничения при открывании/закрывании рта. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава чаще всего представляет собой комплекс суставных, мышечных и окклюзионных нарушений. На практике нарушения окклюзии провоцируют развитие мышечного дисбаланса, и наоборот. При ортодонтическом лечении таких пациентов кроме достижения эстетического и функционального оптимума необходимо принимать меры для восстановления и сохранения функции височно-нижнечелюстного сустава.

Как проводится первичная консультация

sinus-painВ ходе первичного приема доктор осуществляет сбор анамнеза – истории развития заболевания. В этом врачу помогают жалобы пациента, информация о перенесенных ранее заболеваниях, травмах, привычках, аллергологическом статусе. Далее проводят осмотр лица и полости рта. Производят пальпацию зоны проекции ВНЧС. Для этого врач устанавливает указательные пальцы перед козелком ушей. Врач просит пациента открыть и закрыть рот. При вывихе и подвывихе пальцы проваливаются в пустые суставные впадины. Боль в мышцах при пальпации говорит об их гипертонусе. Нередко при движении челюсти можно услышать хруст, щелчки или выявить девиацию, толчкообразные и зигзагообразные движения.

Взаимосвязь неровных зубов и болезней сустава

funcionalnaia_stomatologia_zaporozheАномалии прикуса являются фактором перегрузки жевательного аппарата в целом и ВНЧС в частности. Под воздействием неблагоприятных факторов изменяются внутрисуставные отношения, что является приспособлением сустава к определенным (пусть и нефизиологичным) условиям функционирования. В ходе обследования врач стоматолог ортодонт анализирует не только состояние зубных рядов и положение отдельных зубов, но и анатомию сустава. Это позволяет составить эффективный план лечения с учетом имеющейся патологии ВНЧС.

Особенности ортодонтического лечения при патологии ВНЧС

yivih-chelyusti-prichinyi-simptomyi-vidyi-i-lechenieВ первую очередь, стоит отметить необходимость пристального изучения рентгеновских снимков сустава. Протокол активного лечения предусматривает мероприятия по воздействию на мышечный и суставной аппарат. Нередко прибегают к ограничению экскурсии нижней челюсти в саггитальной и вертикальной плоскостях. Рекомендуется жевание на обеих сторонах. Применяются разгружающие ВНЧС конструкции: окклюзионные накладки на моляры, трейнеры, накусочные пластинки. Фиссурно-бугорковые контакты восстанавливают с использованием межчелюстных эластиков. Нередко нормализация прикуса (в особенности дистального) происходит за счет перестройки височно-нижнечелюстного сустава, выдвижения нижней челюсти. По окончании лечения оценивают не только эстетику полученного результата, но и функцию сустава.

Альтернативные варианты лечения: исправление прикуса каппами

Сегодня популярным методом исправления прикуса является использование прозрачных элайнеров. Их применение показано при наличии небольших отклонений. При помощи элайнеров доктор может осуществлять экструзию, интрузию, ротацию зубов, устранять их скученность, закрывать тремы и диастемы. Лечение элайнерами подходит не всем пациентам. Ортодонт оценивает перспективы лечения в ходе предварительной диагностики. Важной особенность лечения каппами является тот факт, что пациент может увидеть компьютерную модель результатов лечения еще до его начала.