врач-ортодонт
Чистые пруды

Лечение адентии

Адентия – это аномалия зубного ряда, которая выражается в частичном или полном отсутствии зубов. Это происходит в результате искажения функционального развития зубочелюстной системы. Адентия сопровождается скарификацией зубных рядов, дистрофией функции жевания и речи, глотания, эстетическим недостатком; в запущенных стадиях — искажением всего лица, заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава, прогрессирующей утратой зубов. Этот клинический случай встречается одинаково часто как у детей, так и у взрослых. Этиология развития заболевания связана с генетическими нарушениями. Полное врожденное отсутствие зубов встречается крайне редко,частичная приобретенная форма встречается у 40-70% больных, полная адентия у 25 % людей старше 55 летнего возраста. В зависимости от этиологии и патогенеза выделяют первичную (врожденную) и вторичную (приобретенную) адентию.

Дефекты по Кеннеди могут быть односторонними, двусторонними концевыми, двусторонними и фронтальными включенными.

Классификация

Заболевание носит врожденный или приобретенный характер. По количеству утерянных зубов адентия делится на

• полную, при отсутствии всех зубов в полости рта;
  • частичную, при которой отсутствуют до 10 единиц;
  • множественную.

Существует также понятие ложной адентии, когда отсутствие зуба обусловлено его ретенцией.

adentiya

Врожденная адентия

На долю врожденных аномалий, обусловленных отсутствием зачатков зубов, приходится ничтожно малое количество случаев. Такая патология обусловлена чаще всего генетической предрасположенностью и сопровождается недоразвитием ногтей, волос, желез наружной секреции, кожи. Первичная, или врожденная, адентия может быть и следствием действия каких-либо тератогенных факторов во внутриутробном периоде.

Основными признаками, указывающими на данную патологию, являются недоразвитие челюстей, особенно за счет нижней, незаращение родничков и челюстно-лицевых сочленений, отсутствие бровей и ресниц, сухость слизистых оболочек. Патология со стороны зубного ряда проявляется недокомплектом зубов, скученностью их или ретенированными зубами.

Признаки вторичной адентии

После 60 лет приобретенная частичная адентия встречается у половины населения, полная — у четверти. Характерным признаком адентии является отсутствие боли. Пациенты обращаются к специалисту только по эстетическим соображениям или в связи с развитием вторичной симптоматики.

Симптомы приобретенной частичной адентии:

• смещение и расхождение оставшихся зубов;
  • деструкция костной ткани;
  • патологическая стираемость зубов;
  • болезненность при смыкании зубов;
  • при отсутствии фронтальной группы – западение губ, разбрызгивание слюны при разговоре;
  • при утере боковых зубов – впалость щек.

Типичным сопутствующим симптомом является нарушение в работе желудочно-кишечного тракта, обусловленное недостаточным пережевыванием пищи.

Причины адентии

В основе врожденной адентии включен механизм аплазии зачатков зубов. Врожденное отсутствие зубов может быть вследствие нарушения в пренатальном периоде: алиментарная дистрофия, токсическая диспепсия, нарушения в закладке минеральных тканей. В постнатальном периоде выделяют нарушения, связанные с искусственным вскармливанием, инфекционные заболевания, эндокринные нарушения. К причинам вторичной адентии можно отнести: физиологическую и патологическую стираемость зубов. Частичная потеря возрастает, если у пациента нелеченные формы кариеса, пульпита, периодонтита, патологический прикус и изменения со стороны височно-нижнечелюстного сустава. У больного с врожденной адентией имеется нарушение с недоразвитием лицевого скелета: уменьшение средней трети лица, резкая выраженность нижней челюсти, жалобы на нарушение откусывание и пережёвывание пищи, нарушение дыхания, невозможность произнести язычно-зубных звуков. При приобретенной адентии у больного могут быть гиперестезия, боль при закрывание рта, вывихи височно- нижнечелюстного сустава. Эстетический недостаток при отсутствии зубов проявляется впалостью щек, очерченностью носогубных складок, увеличение средней трети лицевой области.

adent

Диагностика и лечение

Диагностика у врача ортодонта Ирины Александровны Буториной состоит из сбора анамнеза, пальпаторного исследования, первичного осмотра полости рта, инструментальной диагностики ( прицельная внутриротовая рентгенография, ортопантограмма). Также, доктор осуществляет снятие слепков и изготовление диагностических моделей.
Лечение врожденной адентии можно начинать с трех летнего возраста. При этом изготавливаются полные съемные пластиночные протезы, которые будут заменяться на новые каждые два года.

Лечение врожденной полной адентии начинается у детей с 3-4-летнего возраста. Оно осуществляется использованием съемных пластиночных протезов, которые заменяются по мере роста челюсти, в среднем, каждые 1,5 -2 года. При частичной адентии протезирование с помощью мостовидных конструкций может осуществляться только после завершения роста челюсти.

Причины адентии всегда индивидуальны и доктор может составить план лечения только по результатам осмотра и диагностики. Будучи опытным и компетентным специалистом И.А. Буторина подберет оптимальную тактику в каждом отдельном случае. Лечение адентии — важный шаг к уверенной улыбке.

Примеры лечения адентии зубов (фото до и после лечения) у Ирины Буториной

lechenie-adentii-posle

Адентия зубов до начала лечения

lechenie-adentii-posle